Главная E-mail Поиск по сайту

ФТС России обделила себя полномочиями

С 31 марта 2013 года вступил в силу пункт 1 Приказа ФТС России от 24 сентября 2012 года № 1907 о распределении полномочий по принятию предварительных решений по классификации товаров по единой Товарной номенклатуревнешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС). При этом Управлению товарной номенклатуры (УТН) ФТС России по заявлениям, поступившим до 31 марта 2013 г., разрешено принимать предварительные решения по классификации товаров по ряду групп товаров (группы 01-1214-2022-2436-6770-8386-97). С 1 апреля в компетенции УТН ФТС России осталась возможность принимать предварительные решения только и исключительно по 84 группе товаров.

Как это скажется на качестве предоставления государственной услуги? Как будет осуществляться контроль со стороны ФТС России? На эти и другие вопросы, которые волнуют многих участников ВЭД, отвечает привлеченный эксперт ТПП РФ, юрист таможенного холдинга «Группа ТАРГО» АЛЕКСАНДР ЗАВАЛИШИН.

- Сотрудники, работающие в УТН ФТС России, обладают самой высокой квалификацией. Подготовка таких специалистов - дело не одного дня и даже не одного года. И надо признать, что ФТС России в связи с переменами делает абсолютно всё возможное для минимизации возможных рисков, связанных с качеством предоставления этой государственной услуги. Но давайте зададимся вопросом - проведение в УТН ФТС России стажировок сотрудников региональных таможенных управлений по вопросам принятия предварительных решений по классификации товаров по ТН ВЭД ТС позволяет ли нам надеяться, что риски действительно будут сведены к минимуму? Ведь, если говорить объективно, подобное положение вещей таит в себе определённую опасность для участников ВЭД… 

- И в чем, на ваш взгляд, суть этих рисков для участников ВЭД?

- Для правильного ответа необходимо знать, а есть ли специалисты в региональных таможенных управлениях (далее – РТУ), которые по уровню знаний, по своей квалификации будут соответствовать специалистам УТН ФТС России? Да, есть, но их единицы! Ведь в УТН ФТС России созданы целые отделы по профилям и категориям ввозимых товаров. Создать подобие УТН ФТС России в РТУ будет колоссально трудно.

Что остаётся делать РТУ? Да ничего другого, кроме как фактически «обобрать» подчинённые им профильные отделы таможен, и с таможенных постов будут отозваны наиболее квалифицированные «выпускающие». В итоге вместо упрощения и ускорения процесса получения предварительных решений о классификации, что само по себе можно только приветствовать, мы можем получить ситуацию, когда в спорных вопросах отнесения товара к той или иной позиции (а зачастую это разница между ставкой в 0 процентов и в 10-15  процентов) инспектора будут подстраховываться и решать вопрос классификации с отнесением товара к более высокой ставке ввозной пошлины. И осуждать их за это лично у меня оснований не будет. Ибо сначала необходимо создать полноценные отделы с квалифицированным персоналом, а затем предъявлять им требования.

- Но ведь и ранее можно было обращаться в РТУ за получением предварительного решения о классификации…

- Конечно, можно было. И обращались в РТУ за получением таких решений, правда, полномочия по номенклатуре были несколько меньше, чем сейчас. Особо подчеркну, что в сложных, спорных случаях классификации прерогативой для участника ВЭД всегда была возможность обращения с заявлением именно в УТН ФТС России. А теперь участники ВЭД такой возможности лишены.

Кстати, немаловажен ведь и вопрос обжалования; в случае, если компания будет не согласна с решением о классификации товара специалистами РТУ, то ей придется либо обжаловать это решение в ФТС (замечу: без возможности одновременной подачи заявления для получения предварительного решения о классификации со стороны УТН ФТС России), либо идти в суд. Следствием этого будут потеря компанией времени и сил, возможное изменение сроков поставок и нарушения обязательств перед контрагентом по внешнеэкономическому контракту.

Кроме того, абсолютно не ясно, как по предварительному решению, полученному, к примеру, в Центральном таможенном управлении, будет проходить оформление товаров в регионе деятельности Сибирского таможенного управления. Это вопросы, ответы на которые мы получим лишь спустя некоторое время.

Полагаю, что не следовало бы пока лишать УТН ФТС России полномочий по принятию предварительных решений по классификации. Ибо на настоящем этапе развития таможенной системы крайне важным представляется вопрос минимизации перечисленных рисков. Нельзя ломать реально действующий механизм получения таких решений. Направление движения руководством ФТС России выбрано правильное, но оно должно быть поступательным, плавным, с реальной оценкой происходящего, с учётом мнения участников ВЭД.


Возврат к списку

наверх