Главная E-mail Поиск по сайту

Инспектор федеральной инспекции труда сможет повторно посетить предприятие только через четверть века

Практика и анализ работы федеральной инспекции труда свидетельствует, что государственный инспектор труда может повторно в плановом порядке посетить проверенное им предприятие не ранее, чем через двадцать пять лет. 

- Такова специфика нашей работы: инспекторов мало, а предприятий много, -  объясняет ситуацию начальник Управления надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде  Федеральной службы по труду и занятости  (Роструд) Игорь Воробьев. В целом же, по его словам, за первое полугодие  было проведено  почти 69,5  тысяч проверок; выявлено более 364 тысяч нарушений, из них нарушений требований охраны  труда -  больше 233  тысяч.  Раньше, по его словам,  бывало и так:  приехав на место, инспектор не находил  организаций, в которых планировалось провести проверку; компании экстренно меняли названия, переезжали, временно закрывались… Сейчас таких случаев стало меньше.

 

 - Какая из проблем охраны труда  сегодня особенно острая?   

- Пожалуй, проблема работы «по-черному», без надлежащего оформления трудовых отношений (или умышленно без  их оформления вовсе) и, как следствие, несчастные случаи с такими работниками, в ходе расследования которых по указанным обстоятельствам далеко не всегда удается установить истинные причины, защитить работников и привлечь к ответственности виновников нарушений. По-человечески жаль людей, вынужденных трудиться в таких условиях, хотя с точки зрения закона есть и их вина, что за увечья и травмы они не получают компенсаций.  В ходе надзорно-контрольной деятельности государственные инспектора труда постоянно касаются этой проблематики, в обязательном порядке проверяя соблюдение законодательства по этим вопросам, как правило, совместно с миграционной службой, с прокуратурой, и требуя, чтобы трудовые отношения оформляли, как надо. В 2011-м  году  по требованию государственных инспекторов труда работодателями было оформлено почти 23,7 тысяч трудовых договоров; в нынешнем - более 17 тысяч. 

Конечно, это только верхушка айсберга; достоверных сведений о числе работающих «по-черному» нет.  Что же касается  расследования и оформления несчастных случаев, происходящих с работниками, не имеющими документарного подтверждения вступления с трудовые отношения с работодателем, то здесь  есть единственный путь для пострадавшего: обращаться в суд, и  если  он квалифицирует отношения как трудовые, то инспектор  сможет «по полной программе» предпринять меры – принудит работодателя оформить несчастный случай как произошедший на производстве.  

- Часто скрываются несчастные случаи на производстве? 

- За шесть месяцев 2012 года инспекторы выявили и оформили 716 таких случаев, из них 176, к сожалению, со смертельным исходом.  Хочу заметить: это явление присуще не только нашей стране; сокрытие  несчастных случаев имеет место и в других странах, вопрос в масштабах: где-то чаще, где-то реже…  

- Число смертельных случаев на производстве у нас растет или уменьшается? 

- По данным федеральной инспекции труда, за девять месяцев нынешнего года  количество погибших на производстве (2155 человек) несколько уменьшилось по сравнению с соответствующим периодом 2011 года (2200 смертей).  То есть число смертельных случаев последовательно уменьшается; не такими, конечно, темпами, как хотелось бы, но уменьшается постоянно. Тут следует напомнить: десятилетие назад на производстве гибли порядка шести тысяч человек в год. Троекратное  снижение - это результат совместной работы государства и бизнеса. 

Положительная тенденция прослеживается и в части снижения общего количества несчастных случаев с тяжелыми последствиями, которых, по оперативным сведениям государственных инспекций труда, в течение 9 месяцев текущего года произошло 6889, тогда как за аналогичный период 2011 года –7579. Однако в целом по Российской Федерации относительные показатели производственного травматизма (на 1000 работающих) пока еще, к сожалению, превышают аналогичные показатели развитых европейских государств. 

- Что надо сделать в сфере охраны труда, по вашему мнению, в первую очередь? 

- В целом мы движемся, хоть можно было бы и быстрее, в правильном направлении. Вот, кстати, доказательство: на четверть (на четверть!) по сравнению с прошлым годом возросло число решивших участвовать в декабрьской традиционной, уже XVI Международной специализированной выставке «Безопасность и охрана труда-2012».  Она, к слову, проводится под патронажем ТПП РФ и при поддержке Роструда и на ней предусмотрено множество мероприятий, на которых и производители, и потребители  (то есть работодатели), и представители госструктур смогут обсудить проблемы. 

Среди них есть и такая системная проблема, которую, по моему мнению, надо решать в первую очередь. Это слабая экономическая мотивация работодателей к осуществлению мероприятий по охране труда. Она, мотивация, есть, но не настолько сильная, чтобы работодатель, что называется, выкладывался «по полной». Вот та же аттестация рабочих мест - она с момента  начала ее в 1997 году была осуществлена менее чем на трети хозяйствующих субъектов; работодатель к аттестации по большому счету равнодушен.  Дело в том, что в настоящее время компенсации работникам за работы во вредных или опасных условиях труда, предусмотренные законодательством, по-прежнему предоставляются работодателем  в соответствии со старыми принципами, на основании Списков, утвержденных еще в 1974 году. 

Пока что только разговоры ведутся о выработке эффективного механизма экономического стимулирования. Кстати, административная ответственность работодателя тоже не очень высока сегодня;  ее  можно серьезно поднять, что многие и  предлагают. Но, думаю, если идти только этим путем, то проблему не решить. Нужно, чтобы при строгой ответственности за нарушения в охране труда сама охрана была бы для работодателя весьма выгодной.  


Возврат к списку

наверх