Главная E-mail Поиск по сайту

Новую модель инженерного образования обсудили представители вузов и эксперты

26 ноября 2015 года в МИА «Россия сегодня» состоялся круглый стол представителей вузов и бизнеса, посвященный развитию инженерного образования в России. Руководители компаний рассказали о процессе трудоустройства выпускников и о тех трудностях, с которыми сталкиваются предприятия при наборе кадров. По мнению экспертов, такие модели работы как целевой набор и базовые кафедры более не соответствуют запросам образовательных учреждений, работодателей и самих абитуриентов. В рамках круглого стола были предложены новые формы взаимодействия вузов и предприятий.

МГТУ им. Н.Э. Баумана, крупнейший технический вуз страны, где обучается 20 тыс. студентов, реализует ряд образовательных программ, направленных на фундаментальную подготовку кадров для компаний технического и оборонно-промышленного профиля, специалистов в космической, ракетной, авиастроительной и других отраслях. Проректор по учебной работе МГТУ им. Н.Э. Баумана Борис Падалкин озвучил точку зрения предприятий, с которыми сотрудничает вуз: «Консолидированное мнение работодателей следующее: им очень нужны хорошие инженеры». В рамках взаимодействия с компаниями университет ежегодно заключает контракты и отправляет студентов на производственную практику почти в 700 различных предприятий.

Доцент кафедры физики МГТУ им. Н.Э. Баумана, руководитель лаборатории «Терагерцовая оптотехника» и НОЦ «Фотоника и ИК-техника» Станислав Юрченко отметил возрастающую роль проектной деятельности и междисциплинарных центров в формировании будущего инженера. По словам Юрченко, именно в лабораториях человек может получить ценный опыт работы с высокотехнологичным оборудованием «в атмосфере поиска профессиональной и жизненной самореализации».

С ним согласился начальник управления межвузовского взаимодействия по методологии образования МАИ Алексей Сидоров. Он пояснил, что работа в коллективе с точки зрения управления проектной деятельностью в инженерных вузах имеет ряд пробелов, которые необходимо ликвидировать. Еще одной проблемой остается прямое взаимодействие с работодателями, которое Сидоров охарактеризовал как «деятельность по интуиции». Совместная работа предприятий и вузов не только не формализована, но сами языки образовательных и профессиональных стандартов значительно отличаются друг от друга. Докладчик привел в пример понятие «компетенции», которое стало центральным для вузовского обучения, но в профессиональных стандартах отсутствует. По его мнению, необходимо сосредоточиться на формировании взаимодействия на базе профстандартов. Несмотря на то, что во многих вузах модель прямого сотрудничества с предприятиями реализуется, практика общей работы остается не до конца ясной.

Представитель МАИ также отметил недостатки системы базовых кафедр и целевого набора. «Работодатели хотят, чтобы студенты сразу были готовы к работе на предприятии, но это “палка о двух концах”», – заявил эксперт. Если студент идет по траектории базовой кафедры, то начиная с третьего курса он набирает узкие компетенции и не получает то образование, которое необходимо. «Такими механизмами мы часто ограничиваем студента», –  резюмировал Сидоров. Что касается целевого набора, то места в университетах могут и вовсе могут заполняться случайно, например, по знакомству. Как следствие, вуз не получает качественных абитуриентов, а предприятие – специалистов. По мнению эксперта, набор посредством олимпиад может решить эту проблему.

Заведующая кафедрой строительных конструкций и сооружений РУДН Вера Галишникова посвятила выступление специфике инженерного образования в классических многопрофильных университетах. Ее главный тезис: именно в рамках традиционного вуза существуют предпосылки для создания междисциплинарного подхода, где авторские магистерские программы по инженерным наукам, в том числе в наноиндустрии, способствуют генерации новых знаний и дальнейшему развитию общества. С ней согласился заведующий кафедрой технико-экономических систем РЭУ им. Г.В. Плеханова Виталий Перов. Он отметил важную роль многопрофильных вузов, сославшись на опыт своего университета, который выпускает инженеров и техников в самых различных отраслях. 

На круглом столе по видеосвязи выступил президент Icelandic New Energy Ltd, генеральный директор Инновационного центра Исландии, лауреат международной энергетической премии «Глобальная энергия» Торстейнн Инги Сигфуссон. Он поделился опытом своей работы в России и отметил высокий уровень подготовки студентов в Томском политехническом университете, с которым сотрудничал. Эксперт полагает, что сегодня тенденцией развития становится поиск альтернативных энергетических решений. Поэтому современный инженер должен обладать набором компетенций, связанных с высоким технологическим уровнем и инновационным движением в сторону практического применения идей.

Подробно на проблематике взаимодействия предприятий с вузами остановился руководитель Федерального центра мониторинга подготовки квалифицированных кадров для организаций ОПК Владимир Пальмов. Он довольно низко оценил степень информированности  современных выпускников  о возможностях инженерного образования и карьерных бонусах при трудоустройстве и посоветовал предприятиям больше работать со школами.

Председатель Собрания резидентов особой экономической зоны «Зеленоград» Дмитрий Сапрыкин выступил с позиции работодателей. По его словам, многие компании отмечают, что нить взаимодействия потеряна: молодые специалисты и работодатели оторваны друг от друга. Он привел данные опроса, который был проведен среди 30 предприятий в Зеленограде. Согласно исследованию, компании нуждаются в очень широком круге специалистов. Сапрыкин согласился с коллегами, что системы базовых кафедр и целевого набора для наукоемких малых и средних предприятий недостаточно. «Вузы живут своей жизнью, предприятия – своей. На уровне работы им необходимо взаимодействовать», – подвел итог эксперт.

Прошедший круглый стол позволил представителям вузов и предприятий поставить вопрос о новых моделях сотрудничества. Специалисты пришли к выводу, что в условиях динамичного рынка труда компании должны научиться мотивировать студентов и выпускников. Для этого необходимо выстраивать долгосрочные партнерские отношения с университетами, используя имеющиеся ресурсы и механизмы государственной поддержки.

 


Возврат к списку

наверх