Главная E-mail Поиск по сайту
Российско-немецкое предпринимательство: посткризисные тренды и возможности инновационного развития
 
Валентина Васильевна Герасименко — доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой маркетинга экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
 

В современных условиях важно оценить влияние кризиса с позиций открывающихся новых возможностей для предпринимательства, в том числе для инвестиций зарубежного бизнеса в экономику России. Зарубежные компании, столкнувшиеся с экономическим кризисом на своих национальных рынках, ищут новые, более перспективные рынки. Они стремятся удержать позиции на российском рынке, понимая перспективы его развития. Это непосредственно относится к такому важнейшему экономическому партнеру России, как Германия. Инновации – вот что актуально для посткризисной модернизации нашей экономики. Вопрос о том, насколько готовы немецкие предприниматели к инвестициям в инновационное развитие экономики России, обсуждается в данной статье.

Ключевые слова: инновации, кризис, инновационное предпринимательство, российско-германское инновационное сотрудничество.

 
Последствия кризиса для инновационного предпринимательства в России
 
По прошествии кризисных 2008 и 2009 гг. стало очевидно, что экономический кризис сильно затруднил инновационную активность предприятий. На фоне рыночной неопределенности и резкого ухудшения финансового состояния компаний расходы на обновление оборудования и НИОКР существенно сократились. Например, проводившиеся недавно опросы среди 500 компаний обрабатывающих отраслей российской промышленности показали, что более половины предприятий в 2009 г. снизили инновационную активность по сравнению с 2008 г., при этом только у 10% компаний в нынешнем году отмечен рост инновационной активности. Если в 2008 г. в 7% компаний отмечалось снижение уровня инновационной активности, а в 74% компаний — сохранение или повышение, то в 2009 г. соотношение стало потивоположным: 52% против 25% [6]. В то же время ситуация не везде одинакова: есть компании, которые, невзирая на кризис, продолжают инвестировать в инновации, но есть и такие, для которых инновации оказались одной из первых «жертв» программ экономии издержек. При этом характерно, что большую приверженность технологическим инновациям сохраняют те компании, которые уже реализуют инновации постоянно, в рамках стратегии повышения конкурентоспособности. Это, как правило, связано с необходимостью противостоять международной конкуренции.
 
Существующий уровень расходов на НИОКР оценивается как неудовлетворительный самими руководителями компаний. Разрыв между оптимальным для конкурентоспособности бизнеса и фактическим уровнем инновационных расходов очень значителен. По оценкам руководителей инновационно активных компаний, затраты на инновации должны составлять в среднем порядка 14% от выручки (инвестиции в новое оборудование — 10%, расходы на проведение НИОКР — 4%), тогда как фактический объем таких расходов даже в группе компаний, реализующих инновации в рамках стратегии своего развития, оценивается лишь на уровне 5% (инвестиции — 4%, расходы на НИОКР — 1%) [6]. Таким образом, понимание существующих вызовов в области модернизации предприятий среди руководителей, безусловно, есть. Вопрос состоит в наличии объективных условий и субъективной готовности к принятию инновационных рисков. Поэтому сегодня сохраняется существенная доля компаний, которые не занимаются и не планируют заниматься технологическими инновациями.
 
В то же время надо отметить, что при общем сильном падении спроса на российских рынках произошел заметный сдвиг в структуре спроса от традиционных к обновленным и усовершенствованным товарам [3]. Такой сдвиг мог бы дать конкурентные преимущества для компаний, освоивших производство новой продукции, сформировать дополнительные стимулы для повышения их инновационной активности. Ведь позитивный результат кризиса — это уход с рынка неэффективных конкурентов. Однако «освежающего» эффекта от ухода зарубежных конкурентов, характерного для посткризисного 1999 г., мы теперь не наблюдаем. Ослабление конкуренции с импортом, расширение возможностей импортозамещения оказалось относительно существенным пока что только для химической и нефтехимической промышленности, металлургии и легкой промышленности.
 
Сегодня и в экономической литературе, и на различных общественных форумах часто обсуждается потенциальное влияние кризиса с позиций открывающихся новых возможностей для предпринимательства, в том числе для инвестиций зарубежного бизнеса в экономику России [2]. Это хорошо понимают зарубежные компании, столкнувшиеся с экономическим кризисом на своих национальных рынках и ищущие более перспективные рынки. Зарубежные конкуренты стремятся удержать позиции на российском рынке, что связано с мировым характером современного кризиса. Это не в последнюю очередь относится к такому важнейшему экономическому партнеру России, как Германия. Вопрос только в том, насколько готовы немецкие предприниматели к инвестициям в инновационное развитие, столь актуальное для посткризисной модернизации нашей экономики.
 
Особенности инновационного потенциала предпринимательства Германии
 
Как известно, доля Германии на мировом рынке высокотехнологичных товаров высока. По объему продаж товаров, являющихся техникой «высокого качества», Германия лидирует на мировом рынке, прежде всего за счет таких отраслей, как машиностроение, электротехника, автомобильная и химическая промышленность. Основными ее торговыми партнерами в области высоких технологий являются США, Япония, Южная Корея.
 
Германия занимает выгодное положение в мировой гонке технологий по многим показателям. Она обладает мощным научным потенциалом, а ее затраты на НИОКР — одни из самых высоких в мире. ФРГ также является одним из мировых лидеров в получении патентов на душу населения. Однако вопреки всем этим достижениям экономическое развитие страны на протяжении 90-х гг. XX столетия было по сравнению с другими индустриальными державами относительно медленным. Уровень безработицы остается еще очень высоким. А затраты на НИОКР и профессиональное обучение кажутся не столь впечатляющими, принимая во внимание опыт таких стран, как Швеция, Финляндия или США. Все большее число исследователей выражает свое сомнение по поводу способности Германии ответить на инновационные вызовы современной экономики.
 
Традиционно сила германской экономики основывалась на быстром распространении новых технологий. Однако по мере того, как инновационные циклы становятся все короче, это преимущество Германии ставится под вопрос. Кроме того, многочисленные конкуренты из развивающихся стран, главным образом Юго-Восточной Азии, представляют угрозу позициям немецких предприятий. Их технологический уровень уже позволяет успешно вести борьбу за германские рынки сбыта.
 
ФРГ имеет достаточно возможностей для активизации инновационной деятельности по испытанным траекториям в машиностроении и, в частности, в автомобилестроении. Однако кризис «обвалил» рынки сбыта этих отраслей более чем вдвое [2]. Что же касается новых технологических направлений, например сферы информации, коммуникации или биологических исследований, то здесь Германия существенно уступает США, Японии, Великобритании и даже скандинавским странам.
 
В последние годы расходы немецких предприятий на НИОКР, проводимые за рубежом, росли гораздо быстрее, чем те, которые осуществлялись внутри страны. Это связано не с более плохими условиями в Германии, а с расширением деятельности немецких компаний и приобретением ими предприятий за границей.
 
Накануне кризиса было признано, что Германия является одним из основных глобальных бизнес-игроков и наиболее предпочтительным местом для иностранных предпринимателей, желающих инвестировать в Западной Европе. Таковы были основные выводы ежегодного доклада «Местоположение — Германия 2008», подготовленного международной консалтинговой фирмой Ernst & Young’s [5]. Аналитики фирмы опросили свыше 800 иностранных инвесторов. Большинство из них назвало Германию мировым лидером в сфере логистики, а также одной из самых инновационных стран мира. Как выяснилось в ходе опроса Ernst & Young’s, Германия оказалась на втором месте, сразу после США, по степени привлекательности как место для научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и на третьем месте в рейтинге «Наиболее инновационных стран мира», пропустив вперед себя США (первая позиция) и Китай (вторая). В Европе Германия является абсолютным лидером в регистрации новых патентов на изобретения и открытия: здесь их регистрируется в три раза больше, чем во Франции.
 
Может ли все сказанное иметь отношение к инновационному развитию экономики России через экономические механизмы инновационного предпринимательства? Характерно, что многие из немецких экспертов едины во мнении, что Германия должна оставаться открытой для мировой науки и вместе с тем привлекательной для лучших умов мира. Поэтому важной составной частью государственной научно-технической политики является содействие интернационализации научно-исследовательского ландшафта страны путем достижения такого уровня научно-исследовательской работы в высшей школе и внеуниверситетских научных учреждениях, который позволил бы привлечь больше иностранных студентов и ученых со степенями. В документах федерального Министерства образования, науки, исследований и технологий встречается и такое толкование понятия глобализации международных научных связей для своей страны, как сочетание международного обмена знанием с непосредственным выполнением работы у себя дома [8].
 
Вызовы мирового экономического кризиса для экономики Германии
 
Дополнительные стимулы в направлении глобализации инновационного развития для развитых стран создают реалии современного кризиса. Судя по всему, Германия и Франция — основные экономики еврозоны — выходят из рецессии. Благодаря вливаниям в экономики по всему миру вырос спрос на немецкий экспорт, кроме того, правительственные дотации поддержали внутренний спрос. При этом из-за высокого уровня безработицы эксперты ожидают, что восстановление экономики Германии будет медленным. Участники рынка с сомнением смотрят на положительные тренды.
 
Экономика Германии продолжает терять доверие инвесторов. Индекс доверия инвесторов и аналитиков к экономике Германии, рассчитываемый исследовательским институтом ZEW[1], в январе 2010 г. снизился по итогам четвертого месяца подряд, сообщил «Финмаркет» со ссылкой на Bloomberg. Значение показателя упало с 50,4 пункта в декабре до 47,2 пункта в январе. Индикатор отношения к текущей ситуации в Германии, рассчитываемый ZEW, пока далек от ожидаемых значений. Ожидается, что экономический рост в Германии в этом году будет лишь немногим выше нуля. Причиной ухудшения предпринимательских настроений в Германии является замедление экономического роста в стране, а также опасения относительно увеличения дефицита бюджета Греции, которые негативно сказались на рынках. Кроме того, сворачивание антикризисных мер также отрицательно повлияло на настроения инвесторов. Восстановление идет, но уже не столь активное, каким оно было в разгар правительственного стимулирования. Оснований для оптимизма пока немного. В последнее время появились признаки, указывающие, что глобальный кризис далек от завершения: долговые неурядицы, серьезные структурные проблемы в ряде европейских стран. Многие эксперты стали говорить о возможности второй волны кризиса.
 
Европейские экономики в последние годы активно наращивали экспорт и тем самым повышали свою зависимость от него. Особенно в этом преуспела Германия, чей экспорт превысил триллион евро. Сейчас, в условиях мирового кризиса, спрос на немецкую продукцию в развивающихся странах сократился, и это сильно ударило по немецкой экономике. Это позволило международным экспертам отметить парадоксальный результат: те страны, которые считались образцом экономического успеха, — Германия с ее мощным экспортом, США с их рынком недвижимости, Россия с ее привлекательностью для иностранного капитала — больше всего страдают от экономического кризиса [7].
 
«Зародившись в финансовой сфере, кризис быстро перекинулся на реальный сектор экономики. В Германии особенно сильно пострадали отрасли экономики, работающие на экспорт. Например, машиностроительная и автомобильная отрасли экспортируют до 70% своей продукции, и они столкнулись со значительным падением числа заказов. «Наиболее пострадали от кризиса отрасли, ориентированные на экспорт, — то есть традиционно сильные в Германии машиностроение, электроника, металлообработка», — отметил недавно в интервью журналу «Эксперт» Эрик Хайманн, аналитик DB Research [7].
 
Кризис экспортных отраслей немецкой экономики стал очень болезненным ударом по Германии, поскольку именно рост экспорта был основой роста производства при стагнирующем внутреннем рынке. Для борьбы с безработицей Германии был необходим рост ВВП не менее 1,5% в год, а он обеспечивался исключительно экспортом. Долгие годы Германия последовательно выстраивала экономику, ориентирующуюся в первую очередь на зарубежный спрос. Неудивительно, что спад мирового спроса на товары машиностроения или электроники губительным образом сказался на немецких компаниях [2].
 
Одним из главных пострадавших от кризиса стал традиционно мощный немецкий автопром. Автомобильная промышленность, концентрирующая в себе лучшие достижения машиностроения, химической промышленности, электроники и логистики и отличающаяся повышенной конкурентной борьбой, наиболее резко отреагировала на кризис: объемы заказов в автопроме снизились на десятки процентов, и даже крупнейшие производители запчастей оказались на грани банкротства. Ответом немецких властей на падение спроса стало введение так называемой экологической премии для желающих приобрести новый автомобиль. Формально введенная для того, чтобы стимулировать покупку автомобилей с современными двигателями, на деле премия в размере 2500 евро доступна любому автовладельцу, решившему заменить свой автомобиль старше девяти лет на новый. Таким образом власти Германии хотели стимулировать производство автомобилей. Отметим, что аналогичное стимулирование отечественного автопрома введено недавно и в России. Однако на деле премия, получившая одобрение потребителей, не особенно помогла немецким автопроизводителям. В большей степени от нее выиграли не немецкие производители дорогих машин, а зарубежные компании, специализирующиеся на небольших недорогих автомобилях. Поэтому есть основания предполагать, что падение продаж автомобилей в Германии в этом году продолжится. Все это заставляет немецкие автомобильные гиганты с надеждой смотреть на инвестиции в создание и обновление своих производств за рубежом, в особенности в России с ее необъятным рынком сбыта.
 
В этой ситуации единственной по-настоящему реальной надеждой немецких компаний может стать оживление спроса на международном рынке. Только рост спроса на продукцию немецких компаний в машиностроении, автомобилестроении и электронике может помочь экономике страны преодолеть кризис. Здесь заложены реальные перспективы развития экономического сотрудничества с Россией и выхода из кризиса инновационного предпринимательства.
 
«За» и «против» на пути инновационного предпринимательства в Россию
 
Посткризисная модернизация и будущий экономический рост приведут к усиливающемуся спросу на инвестиционные товары. Поскольку степень износа российских машин и оборудования высока, его надо обновлять. В российском импорте почти половину составляют машины и оборудование, из которых треть немецкого производства.
 
В России действуютПредставительство немецкой экономики в РФ и Центр информации немецкой экономики, совместная Российско-германская торговая палата. Они призваны помогать всем немецким фирмам, заинтересованным в работе на российском рынке, и, естественно, российским фирмам, которые хотят выйти на немецкий рынок. Однако нельзя не отметить и препятствий на пути инновационного развития в рамках совместного инновационного предпринимательства и прямых иностранных инвестиций. Приходу в Россию современных технологий мешает не политическое противостояние европейских стран, а не сложившиеся на территории страны экономические условия для совместного производства [1].
 
Было бы неверно утверждать, что немецкие фирмы в России попадают в исключительно благоприятные условия. Бесконечно поднимаемый вопрос — российская бюрократия со всеми ее проволочками, которые обходятся потерей времени и денег. Инвесторы зачастую жалуются на то, что предоставленные для капиталовложений участки земли не обеспечены инфраструктурой, что договоренности об обеспечении электричеством и газом не соблюдаются. Все это затрудняет начало производства. Возмещение или невозмещение ввозной пошлины также представляет проблему, с которой они постоянно сталкиваются. Тем не менее возможности российского рынка стоят того, чтобы преодолевать эти проблемы, говорят немецкие инвесторы.
 
Мировой экономический кризис отразился и на торгово-экономических отношениях России и Германии, сильно ударив по взаимному торговому обороту, который до сих пор рос очень быстро. Так, из-за кризиса не были начаты большие знаковые проекты. И все же основной вопрос: почему, несмотря на успешное сотрудничество, предприниматели Германии все-таки не спешат делиться с российскими компаниями инновационными технологиями, которые представляют для экономики России реальный интерес?
 
В определенной степени ответил на этот вопрос от лица немецких предпринимателей в одном из своих недавних интервью председатель правления Российско-германской внешнеторговой палаты Михаэль Хармс: «Есть миллион причин, почему производство в России для немецкой компании не имеет смысла. Слишком маленький рынок, недостаток квалифицированного персонала, недостаток субподрядчиков, которые поставляют эти вещи, очень сложные рамочные условия, коррупция, госрегулирование и так далее… Возьмем, например, немецкую компанию по производству сталелитейного оборудования, она мировой лидер в этой области… в Германии сосредоточен весь инжиниринг, они со всего мира закупают части оборудования, потом его в Германии монтируют. Это стало уже глобальным бизнесом, а в России гигантская проблема с субподрядчиками, то есть с поставщиками. Очень плохое качество, очень высокие цены, недостаточная дисциплина поставки. Поговорите с «Фольксвагеном», поговорите с «Классом», поговорите со всеми, кто здесь уже что-то производит. «Фольксваген» очень стремится перенести производство в Россию, но они не могут найти поставщиков, которые по здравой цене, с нормальным качеством и вовремя поставляют. Им проще везти все из Индии». И все же, отмечая трудности, в том числе бюрократические, он заключает: «Еще несколько лет назад иностранные инвесторы смотрели на российский рынок с изрядной долей недоверия. Сегодня опыт многих компаний говорит о том, что этот рынок не только открыт, но и перспективен»[1].
 
Одно очевидно сегодня — позитивным эффектом нынешнего кризиса может стать изменение отношения бизнеса к инновациям, лучшее осознание их роли в повышении конкурентоспособности предприятий, более тщательный отбор инновационных проектов [4]. Кризис стал уроком и для российских, и для зарубежных компаний в плане понимания их низкой финансовой устойчивости вследствие высокой ресурсоемкости.
 
Это означает, что на этапе посткризисного развития станут более актуальными основные приоритеты инновационной деятельности — освоение производства принципиально новой продукции и повышение производительности труда. В ряду возможных мер государства, которые бы в наибольшей степени способствовали развитию инновационной деятельности компаний на российском рынке, было бы логично ожидать прежде всего таких мер, как обеспечение стабильности регулирования хозяйственной деятельности, снижение таможенных пошлин на импорт оборудования, увеличение госзакупок высокотехнологичных товаров, введение налоговых льгот при вводе нового оборудования. Тогда перспективы российско-германского инновационного сотрудничества на рельсах совместного предпринимательства станут не только понятными, но и реально осязаемыми и для политиков, и для бизнеса.
 
Литература
  1.  Власова О. Абсолютно свободная торговля // Обзоры стран. — 2009. —26 октября. – № 8 (40).
  2. Герасименко В.В. Предпринимательские стратегии в период кризиса: уроки немецких компаний // Теория и практика управления фирмой в условиях кризиса. — Научные труды РНВШУ АНХ, выпуск VII / Под ред. В.К. Фальцмана, Э.Н. Крылатых. — М.:  Технология ЦД, 2009.
  3. Герасименко В.В. Маркетинговые ресурсы инновационного развития российских компаний в условиях кризиса // Инновационное развитие экономики России: ресурсное обеспечение. 2-я Международная научная конференция МГУ им. М.В. Ломоносова / Под ред. В.П. Колесова и А.К. Тутова. — М., 2009. — Т. 2.
  4. Герасименко В.В. Ценовая политика компании в сфере инноваций. Инновационная деятельность: экономика и управление / Под ред. В.П. Васильева. — М.: ТЕИС, 2008.
  5. Глумсков В. Германия превыше всего // Эксперт Казахстан. — 2008. – 23 июня. —№ 25 (173).
  6. Кузнецов Б., Симачев Ю.Конец света откладывается// Эксперт. —2009. –21 декабря. — № 49 (686).
  7. Сумленный С. В ожидании умного регулирования // Эксперт. — 2010. – 18 января. —№ 2 (688).
  8. Фадеев В. Национальная инновационная система Германии. Школа Инновационных менеджеров, Санкт-Петербург // http://www.povestka.ru/nnovation/n14.htm.

[1] Индекс ZEW показывает ожидания инвесторов и аналитиков на ближайшие 6 месяцев.

 

Russian-German enterprise: post crisis trends and innovation development capabilities

 

V.V. Gerasimenko

 

Ph.D. in Economics, full professor, head of marketing department Faculty of Economics of Lomonosov Moscow State University

 

In up-to-day world it is important to estimate the crisis impact from the position of new capabilities for enterprise, including for foreign business investment in Russian economy. The foreign companies in the face of economical crisis at their national markets are looking for the more prospective markets. They try to hold their positions at the Russian market understanding its growth prospects. It is directly concern of such a important Russian economical partner like Germany. Innovations – that’s the goal of post crisis economy modernization. The question, how ready the German businessmen to the investment in Russian economy innovation development, is discussed in this article.

Key words: innovations, crisis; innovation enterprise; Russian-German innovation cooperation.

 

Номер в PDF формате

наверх