Главная E-mail Поиск по сайту

Новое поколение MBA для нового поколения лидеров

 


16 марта 2010 г. состоялась открытая презентация проектов в социальной и государственной сфере программы СКОЛКОВО Full-Time MBA.
 В отличие от традиционных бизнес-школ, где обучение основано на теоретических знаниях, в Московской школе управления СКОЛКОВО большая часть времени отводится так называемому обучению через действие. В рамках первого двухмесячного модуля программы студенты принимали участие в реальных проектах в сфере частно-государственного партнерства. Четыре команды в Москве и четыре – в регионах работали над выстраиванием рабочих взаимоотношений с государственными органами, без которых невозможны эффективные проекты в условиях быстроразвивающихся экономик.
 

Особенностью СКОЛКОВО является нацеленность на раскрытие и развитие уникальных лидерских и предпринимательских качеств студентов, позволяющих им по окончании учебы начать самостоятельный бизнес или привнести новый горизонт и возможности роста в свою организацию или компанию. В программах СКОЛКОВО преимущество отдается активным методам обучения (реальные проекты, бизнес-имитации, ролевые игры), которые являются наиболее эффективными для подготовки управленцев, способных обеспечить процессы реформирования и развития в компании/регионе/стране.

Московской школой управления СКОЛКОВО была разработана не имеющая в мире аналогов структура учебного плана MBA, которая заключается в обучении через действие (learning by doing). В рамках 16-месячной MBA-программы студенты выполняют пять реальных проектов в разных областях, каждый из которых сопровождается получением поддерживающих теоретических знаний.
 
  • Проект в социальной и государственной сфере
  • Три корпоративных проекта: в Индии или Китае, в России и в США
  • Предпринимательский (Start-Up) проект
 

По завершению программы все выпускники СКОЛКОВО смогут участвовать в конкурсе на получение средств специально созданного венчурного фондадля реализации выдающихся самостоятельных проектов.

 В качестве первого реального проекта был выбран проект в социальной и государственной сфере, поскольку без построения рабочих взаимоотношений с государственными органами в условиях быстроразвивающейся экономики невозможна эффективная работа.
 
«Сколковский подход» говорит о том, что предприниматель, работающий на ключевых для нас рынках России, Индии и Китая не может быть успешным, если не умеет выстраивать нормальный диалог с государством, — сказал Aлексей Германович,директор программ СКОЛКОВО в социальной и государственной сферах. — Именно поэтому наши студенты в течение двух месяцев выполняли реальные задания федерального министра, губернатора, нескольких мэров, отраслевой общественной ассоциации, учреждений культуры и социальной сферы. Результат превзошел даже мои предвзятые ожидания.

 

За плечами наших студентов есть опыт работы в бизнесе, но мало кто из них плотно соприкасался с российским госсектором. Амбициозность и масштаб проектных заданий заставляли даже профессионалов поднимать брови. Я уже не говорю про треть наших иностранных студентов, которым никакой переводчик не предлагался и понимать загадочную русскую душу которые должны были при помощи своих же сокурсников. Были моменты, когда я думал, что вот эта команда точно «взорвется» из-за большой внешней нагрузки и негативной внутренней динамики. Тем не менее все выжили. Более того, выдали классный результат, который не только удовлетворил всех без исключения заказчиков, но и стал новым словом для экспертного и научного сообщества в целом ряде секторов.

 
Сам подбор проектов был выполнен так, чтобы дать представление о ключевых блоках проблем, с которыми может столкнуться предприниматель при работе с госсектором. В этом году такими сюжетами стали: роль государства как регулятора («Меняем закон» и «Золотая миля»), роль бизнеса в региональном развитии («Пермь: новые идеи», «Инвестагентство моногорода», «Стратегия Светлого»), частно-государственное партнерство («Аэропорт будущего» и «Школа: стратегия реформы»), взаимодействие в социальном секторе («Третьяковка и CirqueduSoleil»)».
 

На презентации 8 команд представили следующие проекты.

Меняем закон
 Разработка изменений в «Закон о государственных закупках» (ФЗ № 94).
 

Заказчик – российская ассоциация по связям с общественностью и клуб деловой репутации «Комсомольской правды».

Команда – Тирунянам Баласубраманиан, Марина Парфенова, Александра Дронова, Вильхельм Линдхольм.

 

В ходе проекта команда выяснила, что действующий Федеральный закон № 94, регулирующий рынок госзакупок, не всегда эффективен при осуществлении закупок профессиональных услуг, где большую часть работы составляет интеллектуальный труд (PR, юридические услуги, реклама и т.д.). Закон вызывает недовольство как со стороны поставщиков, так и со стороны покупателей. Государство не может закупать качественные услуги, а добросовестные поставщики не получают заказы и оказываются фактически «выкинутыми» с рынка госзаказа фирмами-однодневками.


Было выделено несколько направлений работы: исследование законодательства России и стран ЕС, практики его применения, интервью с экспертами (для выявления основных проблем на рынке), проведение круглых столов, объединивших поставщиков и заказчиков (для выработки рекомендаций и поправок). Дополнительно к изначальному заданию студенты СКОЛКОВО сделали отдельное сравнительное исследование законов о госзакупках в России и ЕС.
 

«На этом наш проект не заканчивается, — говорят члены команды, — подготовленные рекомендации будут обсуждены комитетом РАСО по тендерам и направлены регулятору — в Министерство экономического развития РФ и ФАС. Мы выражаем уверенность, что они улучшат закон, так как представляют консолидированное мнение как поставщиков, так и заказчиков госуслуг. Мы создали уникальную коммуникационную платформу, где участники рынка смогут продолжать диалог даже после того, как мы перестанем модерировать этот процесс».

 РЕЗУЛЬТАТЫ
  • Создана новая коммуникационная платформа для обсуждения правил игры поставщиками и покупателями государственных услуг с участием регулятора.
  • Даны рекомендации по совершенствованию Федерального закона № 94 и изменению правоприменительной практики.
  • Проведено сравнительное исследование регулирования рынка государственных закупок в России и ЕС.
Аэропорт будущего

 


Разработка проекта частно-государственного партнерства в аэропортовой отрасли России на примере аэропорта «Шереметьево»
 

Заказчик – министр транспорта РФ Игорь Евгеньевич Левитин.
 

Команда – Александр Волков, Сергей Павловский, Денис Голубовский, Себастьян Макс Шауман, Васим Каваф, Гор Саргасян.

 
Министр транспорта Игорь Левитин поставил перед командой СКОЛКОВО ряд задач, которые должны определить будущее использования в России опыта концессионных соглашений в аэропортовой сфере. Они включали обзор международного опыта использования концессий в аэропортах за рубежом, анализ российского законодательства и предложение изменений, позволяющих привлечь инвесторов в российские проекты. В ходе проекта эти задачи были дополнительно сфокусированы на практическом кейсе — аэропорте «Шереметьево».
 
Команда начала проработку вопроса привлечения к управлению аэропортом «Шереметьево» международного оператора. Для этого был проведен анализ опыта международных операторов и разработаны возможные договорные схемы привлечения и работы. В целях повышения привлекательности аэропорта для потенциальных операторов (а в дальнейшем и инвесторов) были разработаны схемы консолидации активов аэропорта.
  

После промежуточного отчета перед министром команде было поручено детально исследовать круг потенциальных операторов и их опыт работы, провести с ними обсуждение возможности работы в «Шереметьево» и их предпочтения, а также разработать техническое задание для транзакционного консультанта, ответственного за привлечение оператора. Командой были проведены консультации с такими ведущими международными операторами, как HOCHTIEF AirPort и Fraport (Германия), Schiphol (Нидерланды), Map (Австралия), Abertis Airports SA (Испания).
 

За два месяца команда получила уникальный опыт работы с государственными органами и компаниями, экспертами высочайшего уровня из Boston Consulting Group, McKinsey, Nomura Research, «Тройки Диалог», экспертизу в области деятельности аэропортов. Интернациональный состав команды позволил на практике освоить эффективную совместную работу представителей различных культур, максимально использовать сильные стороны участников и команды в целом.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Три модели консолидации активов аэропорта «Шереметьево» (МАШ и терминал D).
  • Четыре варианта привлечения независимого международного оператора к управлению активами объединенного аэропорта.
  • Рекомендации по реформированию Федерального закона № 115 о концессионных соглашениях.

Инвестагентство моногорода
 

Создание инвестиционного агентства в г. Череповец

 
Заказчик — мэр города Олег Александрович Кувшинников.
 

Команда – Юлия Вахидова, Константин Орлов, Антон Дергилев, Александр Бот, Илья Родин.

 Мировой экономический кризис 2008 г. негативно отразился на показателях крупнейшего предприятия Череповца — ОАО «Северсталь» — и обозначил проблему сильнейшей зависимости экономики города от конъюнктуры на рынках металла. Продукция металлургической группы «Северсталь» составляет от 60 до 70% общего промышленного выпуска, а сама компания обеспечивает занятость до четверти трудоспособного населения. Таким образом, негативные циклы на рынках металлов существенным образом отражаются на экономике города и замедляют темпы развития Череповца. Мэрия Череповца привлекла группу студентов СКОЛКОВО для совместной работы в проекте поиска новых путей развития города – «Форсайт 2020».
  

Перед группой студентов СКОЛКОВО были поставлены задачи анализа экономической привлекательности города и разработки концепции городской структуры, способной привлекать частные инвестиции, необходимые для диверсификации экономики города.

 

Для решения поставленных задач команда СКОЛКОВО решила провести исследования опыта привлечения инвестиций путем проведения интервью с экспертами и изучения открытых источников информации. На этапе разработки концепции городского инвестиционного агентства студенты СКОЛКОВО могли также использовать собственные компетенции.

 Так, например, в ходе работы над проектом команда СКОЛКОВО подготовила исследовательский отчет, обобщивший собранную информацию по работе городских и региональных структур, ответственных за привлечение инвестиций в России и за рубежом. Были проведены интервью с предпринимателями и сотрудниками администрации Череповца, а также опрошены российские и международные эксперты.
  Благодаря совместному проекту со СКОЛКОВО сотрудники мэрии Череповца получили возможность оценить перспективы развития города под другим углом зрения, получить большую уверенность в правильности выбранных направлений деятельности и выстроить собственную систему работы с частными инвесторами, основываясь на предложенных студентами моделях, используемых в России и за рубежом.
  

РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Создана детальная модель инвестиционного агентства для муниципального образования.
  • Проведено исследование лучших практик привлечения инвестиций регионами в России, Германии и Канаде.
  • Сделан анализ рисков развития города как индустриального центра.
 

Стратегия Светлого

 


Разработка инвестиционной программы г. Светлый Калининградской области
 
Заказчик— глава муниципального округа Сергей Николаевич Лютаревич.

 

Команда – Эдуард Хамаза, Юлия Ракова, Мурат Халишхов, Тигран Чибухчян, Артемий Субботин.

 В конце прошлого 2009 г. новым главой администрации Светловского городского округа (СГО) Калининградской области был избран предприниматель Сергей Николаевич Лютаревич. Он пригласил команду СКОЛКОВО для совместной работы по поиску путей развития этого небольшого приморского города с населением 28 тыс. человек.
  Основные проблемы, которые были предложены для решения команде: разработка программы привлечения инвестиций в округ, систематизация бюджетного процесса, поиск вариантов решения проблемы с системой теплоснабжения.
  Команда СКОЛКОВО смогла на месте детально вникнуть в существующую экономическую ситуацию, определить основные характеристики инвестиционной привлекательности округа, посетить крупные и средние предприятия города и Калининградской области. Была исследована существующая система работы разных отделов администрации Светлого, проведены консультации со специалистами, чиновниками и предпринимателями для поиска лучших решений для инвестиционной программы. Студенты подготовили несколько экономически выгодных для бюджета региона решений по теплоснабжению Светлого, на основе которых можно привлекать инвестиции в проект развития ЖКХ. Команда выделила целый ряд других инвестиционных проектов, среди которых развитие технопарка с логистическим центром и производствами пищевой индустрии, создание яхт-клуба и подготовка части портовой зоны для отстоя и обслуживания небольших судов в зимнее время. Был также разработан макет реальной веб-страницы для администрации и потенциальных инвесторов, где можно получить необходимую информацию об этих и других инвестиционных проектах округа. Для работы с бюджетом были составлены специализированные таблицы учета программ софинансирования, что позволит централизованно и целенаправленно работать и контролировать всю деятельность, связанную с бюджетом.
  

РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Разработана инвестпрограмма с детальной проработкой трех инвестпроектов, создана структура для их продвижения.
  • Внедрен разработанный группой программно-аналитический комплекс по работе с инвестпрограммами, включая бюджет.
  • Приняты рекомендации о модернизации системы теплоснабжении с привлечением средств ВЭБА.
 Пермь: новые идеи
 

Развитие креативных отраслей Пермского края
  

Заказчик– губернатор края Олег Анатольевич Чиркунов.

 Команда – Игорь Песин, Юрий Асыкбаев, Сергей Марин, Джулия Дэвис, Андрей Стаценко.

Губернатор Пермского края Олег Чиркунов пригласил команду СКОЛКОВО для разработки рекомендаций по развитию инновационной экономики региона. Команда СКОЛКОВО определила перспективные направления и предложила несколько проектов в качестве первых шагов для стимулирования несырьевых отраслей.
  

Экономика Пермского края в сильной степени зависит от добычи полезных ископаемыхи тяжелой промышленности.
Командой были проанализированы двадцать четыре перспективных кластера, имеющих потенциал для инновационной экономики региона. Студенты опирались не только на статистику и мировой опыт, но и на десятки интервью с представителями государственной власти, бизнеса, науки, образования и культуры. К предзащите проекта были выбраны три наиболее перспективных направления: образование, медицина и здравоохранение, а также промышленные и научные инновации. В рамках этих кластеров студентами предложены конкретные проекты.

 Был разработан и представлен правительству края дизайн международной программы студенческих обменов в сфере «устойчивого развития», которая может быть реализована на базе одного из пермских вузов. Кроме того, разработана концепция управляющей компании нанотехнологического центра, который планируется создать в крае. Он должен осуществлять коммерциализацию высокотехнологических разработок на первоначальных этапах, так называемой посевной стадии, когда венчурное финансирование еще недоступно и перспективы проектов неочевидны.
  На студентов произвели впечатление высокая заинтересованность представителей Пермского края в данном проекте, их энергия и желанием развивать инновационную экономику. «Мы смогли увидеть устройство государственного аппарата «изнутри», — сказали участники проекта, — понять проблемы, с которыми сталкиваются чиновники. Многие из них являются энергичными и целеустремленными людьми».
  

РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Создана концепция нанотехнологического центра для коммерциализации научных разработок.
  • Разработан дизайн программы по международному обмену студентами в области устойчивого развития.
  • Проведен анализ потенциала 22 кластеров инновационной экономики региона.
 
 
«Золотая миля» Калининграда
 

Создание Конвент-центра в Калининграде

 Заказчик — глава администрации города Калининграда Феликс Феликсович Лапин.
Команда – Кейн Кенант, Артур Батурский, Елена Щулькина, Гамид Ахмедов, Дмитрий Юрченко. 
 Команда СКОЛКОВО была приглашена в Калининград главой администрации города Феликсом Лапиным для работы над проектом «Золотая миля». Изначально им было предложено разработать концепцию и бизнес-план ювелирного центра, который объединял бы предприятия по торговле местным янтарем, ювелирные школы, мастерские и магазины ведущих мировых игроков ювелирной индустрии.
  

В процессе изучения международного опыта, общения с местными чиновниками и предпринимателями, участниками ювелирного рынка команде становилось все очевиднее, что проект нежизнеспособен из-за целого ряда юридических ограничений. Студенты смогли донести свою точку зрения до заказчика и предложили ему альтернативный вариант — проект современного выставочного центра, не имеющего аналогов в Калининграде. Эта инициатива была воспринята с одобрением. Благодаря уникальному географическому положению и развитой транспортной инфраструктуре выставочный центр отлично вписывается в стратегию региона «быть витриной России в Европе».

  Начался новый этап глубокой аналитической работы. Вклад каждого члена команды был важен. Гамид Ахмедов в силу своего 15-летнего банковского опыта занимался схемой финансирования и поиском потенциальных инвесторов. Дмитрий Юрченко, имея 5-летний менеджерский опыт в финансово-инвестиционной сфере, отвечал за финансовую модель и PR-обеспечение проекта. Опыт Кейна Кенанта в области девелопмента был востребован при определении места и масштабов строительства. Артур Батурский, обладая знанием юриспруденции, отвечал за анализ нормативных актов и налогового законодательства. Креативное мышление Елены Щулькиной играло важную роль при формировании концепции проекта и его маркетинга.
  Неоценимая помощь была оказана команде экспертами-практиками: Сергеем Рябокобылко, директором Cushman & Wakefield/Stiles & Riabokobylko; Булатом Столяровым, основателем института региональной политики; Максимом Зверковым, гендиректором компании «Фортика», в части работы с операторами выставок.
  Проект был оценен на высоком уровне. По мнению Юрия Василюка, депутата, председателя комиссии по привлечению инвестиций и бизнесмена, «проект реалистичен и может быть реализован с высоким потенциалом». «Я готов вкладывать в него свои деньги и привлекать партнеров», — сказал Василюк. Министр по развитию территорий и взаимодействию с органами самоуправления Калиниградской области Михаил Плюхин заявил: «Нужно отдать должное ребятам. Молодцы! Я, честно говоря, впервые увидел такого уровня подход к теме».
 
РЕЗУЛЬТАТЫ

 

  • Подготовлен детализированный бизнес-план по созданию Конвент-центра в Калиниграде.
  • Проведен анализ социально-экономического эффекта проекта на экономику региона.
  • Подготовлен полный план роад-шоу для будущих операторов и инвесторов.

Школа: стратегия реформы
 Разработка стратегии развития московской школы № 261
  Заказчики — школа № 261 и благотворительный фонд «Дар».
Команда – Кэтрин Харвуд, Султанбек Хункаев, Виктория Миранович, Николас Визер, Иван Кузнецов.
 

Команда СКОЛКОВО была приглашена для разработки стратегии развития московской средней школы № 261. Более полугода она находится под патронажем благотворительного фонда «Дар», который ставит перед собой задачу превратить ее в одну из самых преуспевающих школ Москвы. Сейчас школа в среднем теряет 20% учеников в год, в ней учатся всего 211 детей (при потенциале обучать до 500 учеников единовременно). Если такая тенденция сохранится и дальше, школу ждет неминуемое закрытие.

 В качестве первого шага были определены цели и задачи школы, а также проанализированы большинство внутренних процессов в сопоставлении их с лучшими мировыми практиками. В результате были выявлены основные недостатки школы № 261, которые являются распространенными для российской системы образования в целом.

 

Их можно разделить на три категории: недостаток финансирования, плохие условия обучения и, как следствие, постоянное уменьшение количества учеников в школе. Команда попыталась устранить причины возникновения данных проблем. Был разработан финансовый план и рекомендована оптимальная юридическая форма для самодостаточного функционирования школы (после осуществления первоначальных инвестиций фонда «Дар» в фонд целевого капитала школы). Для решения проблем, связанных с ухудшением условий обучения и низкой культурой общения, студенты СКОЛКОВО воспользовались моделью Шарлотт Дениэльсон Charlotte Danielson’s Enhancing Student Achievement, которая охватывает все внутренние и внешние процессы в школе. Ими были разработаны рекомендации: по внедрению политик по вопросам дисциплины, оценки качества, аттестации учителей; по улучшению культуры взаимоотношений учителей с учениками и с коллегами-преподавателями, основанных на принципах взаимоуважения и открытости отношений

 Проблемы, связанные с формированием негативной репутации школы, команда пыталась решить, разработав маркетинговую стратегию. С этой целью был проведен конкурс на разработку нового бренда школы № 261, в котором приняли участие студенты британской Школы дизайна. Проект-победитель представляет динамичный, интересный, веселый и свежий взгляд на имидж школы № 261. Как и в случае с любым инвестиционным проектом, командой СКОЛКОВО был создан инструмент для мониторинга проводимых изменений. Все их рекомендации представлены в форме документа «Стратегия развития школы № 261», занявшего более 200 страниц.
  

РЕЗУЛЬТАТЫ

 

  • Рекомендации по изменению условий преподавания в школе (миссия школы, политика, оценки учителей, план по улучшению инфраструктуры).
  • Финансовая и юридическая модель работы школы на принципах ГЧП.
  • Маркетинговая стратегия школы (концепция, разработанный бренд).
 

Третьяковка и CirqueduSoleil

Менеджмент в сфере культуры и развлечений

Заказчики — Государственная Третьяковская галерея и Cirque du Soleil Rus.

Команда – Юрий Ковалев, Кристина Жоссан, Ирина Линник, Александр Хоменко, Антон Сарайкин.

 У этой команды было два заказчика в одном проекте. Первый — Государственная Третьяковская галерея (ГТГ), второй — Cirque du Soleil в России. Они разные, но у них много пересекающихся задач. Оба работают в одной сфере — индустрии развлечений, поэтому синергия между ними возможна.
 
Третьяковка поставила перед студентами задачу, над которой сам музей бьется уже несколько лет, — повысить посещаемость экспозиции, посвященной искусству XX в., на Крымском Валу. Первым открытием команды было то, что практически никто в Москве не знает о том, какая уникальная коллекция кроется в здании ЦДХ на Крымском Валу в двух шагах от метро Октябрьская. Несмотря на предпринимаемые ГТГ усилия по привлечению в галерею посетителей, ситуация не сильно меняется год от года.
 Первый этап работы заключался в оценке ключевых групп с точки зрения их способности генерировать поток посетителей и целевого финансирования для ГТГ. Было выявлено шесть таких групп: госсектор, бизнес, туроператоры, галеристы и коллекционеры современного искусства, вузы и школы и, наконец, «простые посетители». На втором этапе выбрана одна из групп и разработан детальный план повышения эффективности работы с ней.
  В то время как музейный проект потребовал от команды совершенно конкретных бизнес-решений и комплексного подхода к модернизации бизнес-процессов в галерее, проект Du Soleil развивался по-другому. Из первоначального бизнес-плана по выходу канадского цирка на новый рынок проект переродился в совершенно нестандартную и творческую задачу, которая дословно звучала как «определить мотивы, которыми руководствуются государство и потенциальные инвесторы, что позволит убедить их в успехе строительства Cirque du Soleil с постоянным шоу в Москве». Иными словами, задача команды была в том, чтобы понять, как донести до потенциальных инвесторов, а также чиновников светлую идею цирка таким образом, чтобы заручиться их моральной и финансовой поддержкой.
 По проектам командой были подготовлены два диаметрально противоположных отчета. По проекту галереи — детальный структурированный подход по оптимизации существующих процессов и модельное решение благотворительного фонда галереи, по цирку — видеоролик и презентация, состоящая из ключевых образов и мотивов, которые смогут «зажечь» такую непредсказуемую аудиторию, как инвесторы и госчиновники. Заказчик будет использовать ее в работе с ними.
 РЕЗУЛЬТАТЫ
 
  • Модельное решение по созданию фонда с целевым капиталом.
  • Пакет практических рекомендаций по улучшению работы с ключевыми аудиториями ГТГ.
  • Роад-шоу презентация для инвесторов цирка DUSoleilи госчиновников.
 
Напряженная практическая работа студентов была серьезно поддержана углубленными академическими курсами, а также семинарскими и групповыми занятиями с экспертами-практиками. Выполняя проекты, студенты СКОЛКОВО приобрели много новых навыков, им приходилось учитывать интересы разных сторон, работать с большими массивами информации, научиться работать в интернациональных командах и максимально использовать сильные стороны участников и команды в целом. Они получили реальное представление о проблемах, с которыми часто приходится сталкиваться предпринимателю при работе с госсектором в Москве и регионах. Высокое качество проектов подтверждается тем, что Министерство транспорта, муниципалитет города Светлый, школа № 261 начали внедрять рекомендации команд СКОЛКОВО, еще не дожидаясь завершения работы над ними.
    Материал подготовлен Натальей Кулагиной

 

Номер в PDF формате

наверх